anemona_n (anemona_n) wrote,
anemona_n
anemona_n

Category:

Ныне с молитвою пред твоим образом...

"Жизель" 30.06.15.
Светлана Захарова - Сергей Полунин
Большой театр




Для меня этот спектакль останется в памяти как спектакль, в котором я наконец-то уверовала в Жизель Светланы Захаровой. Лучше поздно, чем еще позже) До этого мне казалось, что Жизель Светланы это некий компромисс: суперприма работает, показывает высокий класс, но Жизель отдельно, а балерина отдельно...Не доводилось мне видеть у Светланы спектакли, где она в полной мере соответствовала бы моему представлению о героине любимого балета.
Конечно, восприятие у всех разное. Два года назад множество зрителей были крайне довольны Жизелью Захаровой и Полунина в Большом, а я вышла с пустотой в душе. Так много ждала от этого спектакля.... Но случился классический случай завышенных ожиданий. Спектакль был очень эстетичный, нарядный. Но с неправильным нервом - не внутренним, у героев и их истории, а в большей степени внешним - у суперпримы и молодой приглашенной звезды. Полунин тогда сдал экзамен успешно - но сдавая экзамены, жить в истории сложновато. Захарова также в тот момент была нацелена подтвердить всему торжественному собранию, что она как всегда номер один. К тому же артисты были в начале своего знакомства, и глобального взаимопонимания и активной симпатии, ощущающихся теперь, между ними еще не было.
Тот спектакль был очень парадным, но не очень живым.
После него я не верила, что когда-либо увижу в Захаровой Жизель. Возможно, это просто мне так не везло, что из виденных мной Светланиных Жизелей я не попала ни на одну такую, где Светлана бы себя отпускала и полностью уходила в самовыражение. Казанская Жизель, видимо, была как раз из таких спектаклей, но я ее видела только в записи, кусками, и полного впечатления составить не могла.
Оттого нынешний спектакль, и нынешняя Светлана, стали для меня настоящим зрительским подарком. Эта Жизель войдет в топ самых дорогих моему сердцу Жизелей.
Даже несмотря на то, что данный спектакль по составу на парадный не тянул.

Исполнители второго плана были подобраны кое-как. Я понимаю, что все ушли на фронт, то бишь отправились впечатлять бразильцев. Но почему-то на следующий день танцевал Лопатин, а в нашем спектакле зрителей мучили юношей по фамилии Артамонов, которого по-хорошему к Большому на пушечный выстрел подпускать бы не стоило. Крестьянское пдд не подразумевает манер деревенского простофили на сцене. Да и выучка у молодого человека из рук вон. Смотреть невыносимо - особенно если приходишь на спектакль Полунина.
Партнерша Артамонова, новоиспеченная первая солистка Дарья Хохлова тоже была весьма посредственна. Первая солистка Стасика Настя Лименько, недавно наблюдавшаяся мной в том же пдд, тоже
станцевавшая небезупречно, произвела все же более благоприятное впечатление.
Наблюдая антибалетные корчи на сцене, я вспоминала, что в Мариинке когда вставное пдд некому танцевать, его вообще выкидывают. Может, Москве пора последовать примеру Питера и перестать позориться, коль не хватает ресурсов на достойное исполнение?
Не понравился Вильфрид в исполнении Александра Войтюка. Не оруженосец, а какой-то мелкий суетливый клерк. Серо, скучно, диалог с графом пробубнил дежурно. Возможно, кто-то вроде лощеного красавчика Карима Абдуллина смотрелся бы интереснее рядом с нынешним полунинским Альбертом. Или Дмитрий Дорохов, у которого получается довольно растерянный зеленый оруженосец, мог бы составить удачный контраст со своим решительным и явно удачливым господином.
Андрей Меркурьев в роли Ганса тоже показался промашкой каста. Он недостаточно контрастировал с Полуниным, и при этом сам по себе был не слишком ярок. Видела я у Андрея более удачное исполнении данной роли, в этот раз и любви, и отчаянья, и страха было не достаточно для того, чтобы Ганс меня зацепил. Задумалась, кого бы я предпочла увидеть в тандеме с нынешним Полуниным. Прошлась по списку исполнителей... Не Биктимирова и не Баранова. Возможно, Дениса Савина. Он со своей недотепистой трогательностью мог бы славно оттенить Сергея. Дорохова? если б тот изобразил простого порывистого юношу-неудачника?.. Недостаток интересных лесничих ощущается явственно...
Мирта Анастасии Меськовой  - это ни о чем. Единственное достоинство - негромкий прыжок. В остальном - жесткий корпус, невыразительные руки, никакой значительности. Не скажу, что плохо-плохо, но абсолютно посредственно. Неэстетично и блекло. Возможно, опасаясь перегрубить, Меськова минимизировала властность жестов. И местами получалась ерунда. Например, Мирта вызывает из могилы Жизель и затем медленно отходит, не опуская своего жезла к середине сцены, как бы вытягивая свежерожденного призрака для инициации. Меськова отступала слегка сгорбившись, ее движения не были решительными, а выглядели опасливыми, и если не знать сюжета, можно было бы предположить, что Мирта Жизель боится, и ее жезл  - защита от дикой новенькой.
На своем месте были Герцог-Лопаревич, Берта-Семириченская, Батильда-Екатерина Барыкина. Испытующе-знающий взгляд, которым Батильда сразу встретила Альберта, показался мне удачей артистки.

Но несмотря на непарадный каст, от спектакля у меня осталось чувство полной очарованности. Потому что исполнители главных партий были в чудесном расслабленном творческом настроении и прекрасно гармонизировались друг с другом и со своими героями.








Светлана Захарова не желала никому ничего доказывать, а была настроена получить удовольствие от своего спектакля. Сергей Полунин тоже пребывал в отличном расположении духа, не испытывал мандража перед великой сценой (хотя, уверена, выступление в БТ его простимулировало), с увлеченностью внимал партнерше, с которой за последние два года удачно станцевался и которая, думаю, ему по-человечески очень приятна. Несмотря на то, что спектакль был хорошо отрепетирован, никакой заученности во взаимодействии пары не наблюдалось. Захарова давала Полунину много пространства для маневра и сама непринужденно существовала в спектакле,   - и потому история свободно дышала.
Полунин играл легко, без театральности, как он и любит - почти что жил своим героем в той ситуации... После игры Полунина на полу-полутонах я теперь с большим трудом воспринимаю более грубые краски.
Очень тонко сыграл в сцене сумасшествия, когда у сильного мужчины, уверенного в себе и вообще в мироустройстве, вдруг меняется манера держаться, он горбится и, кажется, вот-вот задрожит от катастрофического ощущения потери контроля над ситуацией.
Такие мужчины, каким в этот раз предстал Альберт Полунина, не много в жизни размышляют о любви и не стремятся к существованию в романтике. Но когда они видят женщину, о которой начинают мечтать, - то полностью концентрируются на ее покорении. Для них это естественно. И они искренне считают, что их внимание, преданность и любовь - это счастье для женщины. Этого Альберта не мучили переживания об обмане - он был влюблен и предлагал любовь - а значит по своим личным понятиям был честен.
Очень удачно в рамках созданных образов получился момент, когда Жизель и Альберт тихо танцуют рядом... Во многих спектаклях, когда Жизель клала голову на плечо графу, у Альберта Полунина тень набегала на лицо в размышлениях о тревожном будущем. В этот раз головы на плече не было, Жизель и Альберт танцевали глаза в глаза, и  в глазах обоих можно было прочитать обоюдную влюбленную завороженность... но при этом невольно возникала мысль, что для мужчины любовь  - она здесь и сейчас, а для женщины любовь - это вечность.
Я благодарна Ирине Мил за ее "Дон Жуана" :) не могу согласиться с ее восприятием благородного Дона как бабника, но  меня порадовало, что определенное внешнее узнавание случилось не только у меня. Глядя на Полунина с коротко стриженной головой, с усами и бородкой, я крутила в голове определения "испанец" и "конкистадор". Хотя коротко стриглись не только испанские сеньоры, вспомним, например, портреты Генриха Восьмого Английского...

Нынешнему облику Полунина слегка не хватало законченности. Я бы пожелала ему подчеркнуть рисунок усов и бороды. Хотя бы во втором акте. В первом акте это, наверное, неуместно, так как тогда все жители деревни признали бы в мужчине благородного господина.
В целом мне нынешний облик Полунина в спектакле показался интересным. И короткая стрижка меняет пропорции фигуры так, что Сергей смотрится более гармонично рядом со Светланой с ее фантастическим сложением, чем смотрелся ранее.
Стрижка добавляет возраста - для спектакля с Захаровой это еще один плюс. Два года назад все же было впечатление юноши рядом со взрослой примой, что для условного искусства  балета в общем-то нормально. Но нынешний вариант выглядел действительно волнующим.

Жестковатый, лишенный привычной романтической красоты облик тем не менее сопровождали привычные безупречно-аристократичные манеры.
Ужесточение внешности не повлияло и на певучесть рук. И на романтически-порывистую манеру бега: корпус направлен сильно вперед, руки как крылья раскинуты... Даже три-четыре шага в устремлении за Жизелью, или скрываясь от охотников, -  бег выглядел полетом страстной души. На большой сцене эта особенность бросалась в глаза сильнее обычного.








Светлану Захарову, сияющую светом согревающим, живительным, я видела на записях, там где она юная. Из виденного в театре припоминается Золушка, первый акт Баядерки с тем же Полуниным, Дама с камелиями...
В нынешней Жизели, как и в Даме, было такое же ошеломление от сочетания в этой бесконечно прекрасной женщине мощных сил земных и Божественных. Даже, наверное, большее ошеломление...Потому что Жизель для меня особенный, главный спектакль, своеобразная  молитва...
Когда Светлана начала танцевать второй акт и в какой-то момент направила тонкую руку к Небесам, вложив в это медленное движение всю себя, совершенную, и воззрилась в зал сияющими глазами, меня как громом поразило - Мадонна Рафаэля!
Эта неземная чистота, лучистый свет чуда, бесконечная мудрость и сила теплой заступницы мира холодного...
Казалось, эта рука, направленная ввысь, действительно способна дотянуться до Всевышнего...
И в первом действии, конечно же, чувствовалось, что Жизель не простая крестьянка. Но и не принцесса-Жизель. А существо, приближенное к Богу.
Во втором акте тема святости, божественности зазвучала в полную силу.
В этот раз Альберт пришел на кладбище не умирать, он пришел к своей невероятной Жизели как к личной заступнице.
И бессмертный призрак вел его по лабиринту между жизнью и смертью, настойчиво моля следовать за собой, ободряя, открывая тайное... И отпустил прошедшим все испытания, очищенным, прощенным Богом. На прощанье по-матерински благословив невесомым прикосновением к ершистой голове.


Tags: Андрей Меркурьев, Большой театр, Светлана Захарова, Сергей Полунин, балет, танец
Subscribe

  • Шопен смешной и нервный

    Премьера одноактников Роббинса в МАМТе 10 и 11 июля Ощущения пока сумбурные, потому их сложно сформулировать... Впечатлений много... от каждого…

  • Нет, не любил он...

    "Жизель" Полунина в МАМТе 5 июня 2015 Приятно, что для событийного спектакля в Стасе собрали отличную команду. Как обычно виллисный…

  • Танцы о прошлом

    Одноактники Дуато в МАМТе 01.06.15. Последний показ. Сегодня в зале было очень много неслучайных людей, многие пришли попрощаться с балетами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments

  • Шопен смешной и нервный

    Премьера одноактников Роббинса в МАМТе 10 и 11 июля Ощущения пока сумбурные, потому их сложно сформулировать... Впечатлений много... от каждого…

  • Нет, не любил он...

    "Жизель" Полунина в МАМТе 5 июня 2015 Приятно, что для событийного спектакля в Стасе собрали отличную команду. Как обычно виллисный…

  • Танцы о прошлом

    Одноактники Дуато в МАМТе 01.06.15. Последний показ. Сегодня в зале было очень много неслучайных людей, многие пришли попрощаться с балетами…